Вопросы-ответы психологу
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста что можно читать ребенку до 2х лет и имеет ли это смысл?

Живое общение с книгой, которую малыш читает с мамой – весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта.

Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью книг родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (с момента рождения), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

С 5-ти месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками – ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками – игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними «общаться»: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет рассматривать «старые» книги. Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным, например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его «именем», требуется многократное повторение этой цепочки: «предмет - его название». И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка. В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое – то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую «любовь» можно использовать для расширения кругозора ребенка – например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Список рекомендованной литературы:

  1. А.С. Пушкин. Стихи и сказки
  2. Любые книги с яркими художественными иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  3. Серия «Моя первая книжка»: «Это я», «Животные», «Транспорт», «Счет», «Первые слова».
  4. «Ладушки» - энциклопедия детского фольклора, издательство «Белый город»
  5. Серия «Для самых маленьких»: «Сказки в стихах» (А.Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова).
  6. Русские народные сказки «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», и др.
  7. Б. Заходер «Песенки Вини Пуха»
  8. С. Михалков «Мы едем, едем, едем…»
  9. Г. Цыферов Русские сказки о природе
Здравствуйте! Моему ребенку исполнился годик, думаю, что пора приучать его к горшку. Подскажите пожалуйста, как быстро и правильно это сделать?
Начинать приучение к горшку лучше всего в 12-14 месяцев, многие дети справляются с этим в 1,5 года, но полный контроль над мочевым пузырем начнется позже: между 2 и 3 годами. Лишь после 4х лет недержание мочи мочи может считаться энурезом.
Начиная приучать ребенка к горшку, надо отказаться от памперсов. Тогда можно будет понять, через какой период времени нужно сажать ребенка на горшок. Если вы перестанете надевать малышу памперсы, он быстрее сообразит, что, справив нужду в штанишки, испытает неприятные ощущения, а сходив в горшок, останется сухим.
Многое зависит от Вашего терпения и последовательности действий. Наблюдательная мама подмечает, когда малыш хочет в туалет и сажает его на горшок. Не держите малыша на горшке больше 5-10 минут и не давайте игрушки и книжки. Научить ребенка регулярно проситься на горшок можно максимум за 2 месяца.
У меня гиперактивный ребенок, живу в постоянном напряжении, не спускаю с ребенка глаз. Посоветуйте пожалуйста что делать, если у ребенка истерика?
Истерика - естественный способ самоутверждения ребенка в возрасте от 1 года до 3х лет. Такой вид поведения принято делить на два понятия: каприз и истерику.
Каприз - это осознанное действие ребенка, направленное на получение желаемого.
Истерика - это более сильное состояние, когда малыш уже не может совладать со своими эмоциями и ему нужна помощь. иногда бывает, что истерика вытекает из каприза.
Почему это происходит:

проявление возрастных особенностей (от 1 года до 3х лет)

сложные отношения в семье

ребенок мало спит и усталость проявляется в приступах истерики

подражание кому-либо

особенности нервной системы


Что делать?

Самое главное - сохранять внутреннее спокойствие

Если ребенок бьется в истерике, не нужно с ним разговаривать, так как он Вас не услышит. Подождите пока он немного успокоится, а потом говорите спокойным, тихим и уверенным тоном.

Нужно находиться рядом с ребенком в тот момент. когда у него истерика. Можно прикоснуться к нему, пирсесть рядом, погладить. Главное, чтобы это было искренне.

Когда говорите с ребенком, старайтесь держать контакт глазами

Рассказывайте ребенку о своих чувствах, объясняя их. Например:«Я сейчас злюсь, потому что ты плачешь и не слушаешься меня».

Если в момент истерики вокруг много «советующих», постарайтесь остаться с ребенком наедине.

Если процесс возбуждения переходит в крайние формы, отойдите с ребенком в тихий уголок, обнимите его, возьмите на руки, произнесите ласковые слова.

Переключайте внимание. Внимательный родитель всегда видит начало истерики или каприза. В этот момент основная задача - успеть переключить внимание ребенка на что-то другое.


Что делать нельзя?

Кричать на ребенка.

Оставлять ребенка одного.

Пугать ребенка.

Ни в коем случае нельзя бить детей.

И важно помнить, что иногда проявление бурных эмоций у детей - это единственный способ донести до взрослых какую-то важную информацию. Будте внимательны и терпеливы.
Яндекс.Метрика
ВСЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ БЕСПЛАТНО
Разработка сайта ООО «Островитянин» ostrovityanin.spb.ru при финансовой поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций «ЮНИСЕФ»
Фотографии Александра АНДРЕЕВА, Андрея ДРОЗДОВСКОГО, Татьяны ПАВЛОВОЙ-ЗЕЛЕНСКОЙ, Редактор Ирина ХУДЯКОВА,
Дизайнер Ярослава БАЗАНОВА, Веб-дизайнер и системный администратор Роман ИСТОМИН